День города мы праздновали на Садовом кольце, на ставшем родным для нашей творческой группы троллейбусном маршруте “Б”.
Возвращение на Букашку было связано с интересной инициативой Pechersky Gallery, в рамках которой три троллейбуса знаменитого московского маршрута были расписаны современными художниками. Галерея обратилась к нам с просьбой придумать интеллектуальное оснащение букашек, так и родился наш проект.
Весь день - с 10 утра до 6 вечера ходил лекционный троллейбус, расписанный Анатолием Акуе. Известный арт-критик Валентин Дьяконов предложил интересную теорию происхождения московского уличного искусства из творчества художников “Бубнового валета”, вторую часть выступления он посвятил анализу творчества московского мастера Кирилла Кто. Молодая исследовательница Евгения Бобылева говорила об эмоциональном восприятии района Ивановской горки, насыщенном надписями, зачастую очень лиричными, о знаках городской среды.
О проблемах легальности граффити рассуждала Алла Тращеева: “В настоящий момент, говоря о стрит-арте, мы имеем дело с переходным периодом от некой аутентичной культуры в полную популяризацию. Безусловно, не последнюю роль в этом сыграли официальные власти, которые видят в граффити лишь формальную, внешнюю сторону - большую яркую картинку, способную заполнить пустое серое пространство. Граффити художники в свою очередь, желая продлить жизнь своим произведениям, идут на встречу чиновникам, принимая их условия и ограничивая тематику произведений”.
В своих лекциях Сергей Никитин говорил о тематическом разнообразии стрит-арта и паблик-арта, и проблемах, которые художники решают в Москве - в сопоставлении с другими мировыми мегаполисами. Для Никитина исходной точкой для появления граффити является отчужденность современного города, его пустота, китч, отсутствие эмоциональных, интеллектуальных и фактических связей с его жителями. “Граффити (и его художественная форма - стрит-арт) - это попытка доместикации, апрориации чужого, холодного и бесконечного”. В этом ключе разбирались работы О331c, Паши 183, Кирилла Кто, Стаса Доброго и других мастеров, которые пытаются вызвать горожан на размышление, диалог. В заключении дня поступило предложение опубликовать материалы лекций в журнале “Диалоге искусств”. Будем готовиться!
Маршрут Стрит-Арт №2 продолжил серию проектов Москультпрога, посвященные уличному искусству России. См. например, Маршрут Стрит-Арт, который был устроен совместно с Мосгортрансом и Банком Москвы в 2013 году в рамках Дня без автомобилей.
Спасибо за внимание.
Следующая станция - Велоночь!
Ваш Москультпрог